С.Б. Рыбакова
Романов пришел в науку в н. 70-х годов XIX в., когда русская этнография уже имела значительные успехи и во многих отношениях, шла впереди западноевропейской этнографии. Здесь раньше произошло выделение этнографии в самостоятельную научную дисциплину.
Начало изучению этнографии России и Беларуси было положено основанием в Петербурге в 1845 г. отдела этнографии при Русском географическом товариществе. Надеждин Н. И., возглавлявший отдел этнографии Русского географического товарищества, отмечал, что в бессистемном собирании этнографических материалов еще нет науки, что наука появляется тогда, когда собирательство ведется не небрежно и урывками, где пришлось и что попало под руку, но систематически, в порядке и полноте, требуемой наукою. И этого научного постулата придерживался в своей собирательской деятельности Романов всю свою жизнь. РГТоварищество сразу обратило внимание на изучение Беларуси. Этнографическим отделом товарищества были разосланы программы-анкеты на места, что содействовало пробуждению интереса местной общественности к изучению своего региона. В первых трех сборниках РГТ публиковались статьи по этнографии — М. Анимеле «Быт белорусских селян», Киркора А. Материалы, собранные Киркором в 1840-50 гг. составили две части 111 тома «Живописной России». Появились работы Шпилевского П. М., Без-Корниловича.
В 1867 г. был основан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества в Вильно, сыгравший вплоть до закрытия (1876 г.) огромную роль в изучении Беларуси. Материалы, собранные этнографами в этот период хранятся сегодня в архивах Вильнюса. В 1863 г. при Московском университете создается Товарищество любителей природоведения, антропологии и этнографии. На страницах его изданий публиковались в большом количестве материалы по этнографии Беларуси. После 1863-1864 гг. этнографическое изучение Беларуси активизировалось. Одна из основных задач, стоявших перед официальной наукой, было определение этнографических границ и состава населения Беларуси по национальным приметам. Большая работа в этой связи была проведена РГТ. В н. 1860-х годов стали появляться первые этнографические карты Беларуси еще весьма несовершенные: «Атлас» Эркерта со вступительной статьей, «Атлас народонаселения 9 губерний Западного края по вероисповеданию и национальностям» Рыциха, «Карта Люблинской губернии» Марковича М. Ф. (1864 г.). Немало ценных сведений поступило от офицеров Генерального штаба, составивших «Материалы для географии и статистики России».
Но особого размаха этнографическое изучение Беларуси достигло в 1880-1890-е годы. В это время увеличилось число местных исследователей, изучение стало более систематичным и целенаправленным. Интерес к этнографическим исследованиям стали проявлять статистические комитеты. Нередко именно они рассылали программы-анкеты для сбора этнографических сведений. Примером может служить создание «Опыта описания Могилевской губернии». Свою собирательскую деятельность развернул с помощью анкет Шейн П. В., чуть позже Никифоровский М. Я. и Карский С. И. В 1880-е годы преобладают в науке записи устно поэтического народного творчества и описания духовной культуры. Так в 1880-е годы Пыпиным А. М. разработана программа, согласно которой этнографические исследования развивались, в основном, в направлении изучения устного поэтического творчества, верований, обрядов, обычаев народа.
В 1890-х годах появляются первые крупные работы по материальной культуре и семейному быту, в которых делается попытка обобщить собранный материал, произвести научный анализ отдельных сторон жизни народа. В этом отношении заслуживает внимания деятельность Довнар-Запольского М. В., который положил начало научным исследованиям белорусской свадебной обрядности. Крупнейшими работами по материальной культуре стали «Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Беларуси» Никифоровского М. Я. (1895)., «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» Шейна (1902), «Земледельческие приспособления белорусского Полесья» Сержпутовского (1910), «Белорусский сборник» Романова Е. Р. № 8, 9, «Беларусы-сакуны» Сербова И. А. (1915).
В н. 20 в. выходят из печати наиболее богатые бытовыми материалами сборники Шейна, Романова, Сержпутовского. Но центральное место в этнографическом изучении Беларуси принадлежит Карскому Я. Ф. В фундаментальном трех томном издании исследователь дал всестороннее рассмотрение белорусского этноса от древних времен до 1920-х годов. Его интересовали проблемы происхождения белорусской народности, вопросы этнической территории и этнографических границ. Карский по праву считался вожаком и главным советчиком белорусских этнографов. В период деятельности Романова в Могилеве, он активно сотрудничает с Карским в создании «Программы для собирания особенностей говоров белорусского языка». В 1901 г. предлагает ему свою помощь в работе над «Белорусами».
В н. XX в. этнография получила острое политическое содержание. В противоположность шовинистам и буржуазным националистам Карский, Романов, Сержпутовский стояли за национальное и социальное равноправие белорусского народа. В это время в этнографической литературе появляются работы, написанные с реакционных, антинародных позиций. Полемику с ними в печати ведут Сержпутовский, Романов. Романов печатает свои труды в изданиях вновь появившегося Северо-Западного отдела Русского географического товарищества (1910 г.). Первая мировая война и годы интервенции приостановили этнографическое изучение Беларуси. Оно возобновилось лишь после установления Советской власти.
Наиболее ценным для этнографического изучения материальной культуры Могилевского Поднепровья представляется 8 выпуск «Белорусского сборника», изданного Романовым Е. Р. в период 1907-1914 гг. Он включил в себя пять разделов: «Внешний быт белоруса», «Народный календарь», «Народные верования», «Семейный быт», «Игры и забавы».
Первый раздел, написанный Романовым еще в 1886 г. вначале был опубликован в виде отдельной статьи и назывался «Знешні быт быхаўскага беларуса». Романов обосновывает необходимость обращения к аспектам материальной культуры и свои опасения относительно того, что освещать вопросы материальной культуры необходимо именно сейчас, «пока еще нивелирующая рука времени не окончательно сгладила все особенности народной жизни». Характеристику «внешнего быта» он начинает с описания жилья белоруса. Он рисует общую картину белорусской деревни в Быховском повете, описывает двор с постройками и даже предлагает его планировку, описывает хату, технику ее постройки и при этом обряды строительство сопровождавшие. Дает представление о дифференциации жилья крестьян. Романов застал тот период в деревне, когда новое в быту пробивает себе дорогу во всех проявлениях жизни. Это касается и одежды. Уходят в небытие намитки деревенских женщин, магерки мужчин, появляются в костюме покупные ткани, новые предметы. Романов видит, что костюм разных регионов Беларуси различается по цвету и орнаментике. Он дает местные названия предметов одежды. Далее Романов описывает транспортные средства крестьян как водные, так и сухопутные. Большое внимание уделяет рассказу о пище белоруса, используя подход дифференциации по состоятельности, уточняя при этом, время приема пищи, порядок и обычаи за столом. Дается в очерке материал о производственной деятельности крестьян: животноводстве, земледелии и промыслах. Очерк свидетельствует о глубоких знаниях Романовым не только духовной культуры народа, но его мат. культуры, которой дореволюционные этнографы уделяли весьма мало внимания.
Второй раздел 8-го выпуска дает описания народных календарных праздников, обрядов, вертепных представлений. Описывая обряды, Романов неоднократно подчеркивает тяжелое положение крестьянства. Так, указывая на редко встречающиеся на Могилевщине «писанки», он объясняет это тем обстоятельством, что зачастую мужик мог разговеться только куском хлеба с салом «з вераб’інае сцягно», а не яйцом.
Третий раздел 8-говыпуска «Народные верования» характеризуют взгляды крестьян на природу, описывают приметы и суеверия. «З болем душэўным за беларускі народ, прыходзіцца чытаць гэты нарыс» — писал Романов. Сегодня, используя собранный Романовым материал по этой теме, исследователи делают выводы о существовании особого фантастического мира, сохранившего элементы язычества, у белорусских крестьян.
В 4-ом разделе все такого же 8-го выпуска «Семейный быт» более всего внимание исследователь обращает на свадебные обряды как на обряды «со сложными архаическими подробностями». При упоминании о погребальных обрядах, автор приводит примеры голошений.
В последнем 5-ом разделе даются описания детских игр. Романов их делит на интеллектуальные и физические. Всего приводится 70 игр, записанных со слов учеников школ.
Таким образом, 8-ой выпуск «Белорусского сборника» занимает одно из первых мест в этнографической литературе Беларуси, благодаря тому, что автору удалось показать на его страницах наиболее яркие стороны этнического обличья белорусского народа одного из регионов страны — Могилевщины.
Предметы традиционной материальной культуры белорусов Могилевского региона попали в поле зрения исследователей и собирателей в сер. XIX в. Первое целенаправленное собирание этнографических предметов, изготовленных могилевскими крестьянами произошло в 1867 г. при губернаторе Беклемишеве. Экспонаты собирались для демонстрирования их в Москве на Этнографической выставке. Экспонаты собирали в Могилевском статистическом комитете частные лица. На выставке демонстрировали промышленные и домашние занятия могилевских крестьян. Они были представлены жанровыми сценами, составленными из манекенов, одетых в подлинный народный костюм. Преобладали здесь предметы из Чериковского повета. Так же были представлены 9 изделий еврейских ремесленников из прорезной бересты. По окончании выставки, предметы были переданы в Московский публичный музей или его называют Дашковский.
Большая работа была проведена в Могилевской губернии по подготовке к Антропологической выставке 1879 г. в Москве. Коллекция составлялась под руководством Дембовецкого А. С. и получила лестные отзывы. Она собиралась в двух экземплярах и из собранного был организован в 1879 г. этнографический отдел губернского музея.
Романов Е. Р. не мог остаться в стороне от такого рода деятельности, и потому он был не только исследователем быта белорусского народа, а так же коллекционером и создателем музеев. Коллекционированием он занимался с первых лет своей научной деятельности. Это были археологические находки, которые он покупал у крестьян за свои средства. Причем приобретались только те предметы, история и местонахождение которых были известны. Так к 1891 г его коллекция археологических находок насчитывала 585 предметов. Но уже в 1896 г. — 800. 500 предметов коллекции принимали участие в выставке 9-ого Археологического съезда в Вильно. Большая часть собранного была передана Романовым в создаваемые им музеи — в Витебске (1893 г.), Могилеве (1897 г.), Вильно. Вместе с тем, он собирал и предметы быта белорусских крестьян.
В к. 1892 г. стало известно, что в Москве будет организована географическая выставка с этнографическим отделом. Романов предлагает на ней представить быт белорусов. Предложение принимается. Его назначают уполномоченным по созданию белорусского отдела выставки. На ней были представлены фотографии ландшафтов и этнографических типов Беларуси; крестьянское жилье (в виде моделей), национальная одежда (мужская и женская), образцы тканей, вышивок, кружев; хозяйственные и земледельческие приспособления; транспортные средства (в моделях); посуда и домашняя утварь (частично в моделях); музыкальные инструменты; детские игрушки; образцы почв Могилевской и Витебской губерний.
После закрытия выставки, ее экспонаты были переданы в Московский публичный музей, более известный как Дашковский музей, Географический кабинет (в том числе предметы коллекции Романова)
Большая коллекция музыкальных инструментов была передана Романовым в Русское географическое товарищество. Коллекцию из 1500 археологических предметов купил Виленский музей.
Сегодня некоторые музеи хранят собранные Романовым экспонаты. Например, Эрмитаж — 1017 ед. из раскопанных им могильников. Из могильников артефакты хранятся в Музее антропологии и этнографии — ок. 1007 ед. В Историко-этнографическом музее АН Литвы — 242 археологических предмета.
Романов — создатель целого ряда музеев Беларуси. Среди них — Витебский, Могилевский, Виленский. В этих музеях вместе с церковными древностями хранились археологические и этнографические коллекции, собранные Романовым.
Правда Виленский областной этнографический музей, который задумывался как центральный музей Беларуси, так и не состоялся. Стараниями Романова был открыт в Вильно в 1910 г. церковно-археологический музей, хранителем которого был он сам. Коллекции этих музеев не сохранились.
Зато сохранилась та коллекция, которую собирал с 1902 г. Романов для Этнографического отдела при Русском музее имени Александра III в С.-Петербурге. Русский музей начал свое существование 13 апреля 1895 г., когда был опубликован Указ, учреждавший «Русский музей императора Александра III». Наряду с другими, предполагался здесь отдел этнографии. Практическую деятельность отдел начал с 1901 г., а систематический сбор коллекций начался в 1902 г., когда в музей поступила первая белорусская коллекция со Всемирной кустарной выставки. В этом же году издается «Программа для собирания этнографических коллекций» и к сбору экспонатов подключились краеведы-любители на местах.
Среди такого рода коллекций особое место занимают собранные Романовым. Он сотрудничал с Русским музеем в период с 1902 по 1910 гг., находясь в качестве корреспондента музея. За это время им было собрано 33 коллекции из 1300 экспонатов со всей Беларуси. Но Романов ставит перед собой задачу собрать коллекции прежде всего, с территории Могилевской, Витебской, частично Смоленской и Черниговской губерний. От каждого этнографического региона он обязуется представить хотя бы по одному предмету, но по каждому пункту программы, а так же «дать указания относительно топографии поселений, дать характеристику поселений (с планами)». Кроме того он предложил доставлять в музей напечатанные сборники народной словесности и рукописные материалы для издания.
Первая коллекция была послана им в музей в сентябре 1902 г. Она состояла из набора белорусских народных музыкальных инструментов (10 ед.) с их подробным описанием. В этом же году он отправляет еще 16 коллекций, составленных из 497 предметов. Предметов, относящихся к Могилевской губернии, за 1902 г. поступило ок. 300 ед. Это были: рушники, одежда крестьянская, предметы обихода, посуда деревянная и глиняная, образцы набоек, ткачества, головной убор невесты из Горецкого повета, курительные принадлежности, табакерки, разнообразные инструменты, детская мебель, «писанки», «пасхи», «караваи». В 1903 г. предметов из Могилевской губернии поступило 114 ед., в 1904 г. — 182 ед., в 1905 г. — 102 ед., в 1908 г. —167 ед. Всего же по Могилевской губернии Романовым было собрано ок. 900 предметов.
Сбор 1903 г. включал в себя, кроме перечисленного, игрушку глиняную, инвентарь пчеловода, лапти, рожок охотничий. Из особенностей сбора 1904 г. следует отметить пряники и пряничные доски, рыболовные принадлежности, предметы упряжи, амулеты, детские средства передвижения, «Калядную зорку». 1905 г. добавил к коллекции гончарный станок и инструменты гончара, станок для валяния сукна, светильники. Последний сбор 1908 г. пополнил коллекцию образцами крестьянской одежды и рушниками, а так же фотографиями в количестве 24 ед., которые представляют виды деревень, дворов, ярмарок, праздничных нарядов, трудовых процессов.
В этнографической коллекции Могилевской губернии были представлены предметы из всех поветов. Практически усилиями одного исследователя были заложены основы белорусского собрания Русского этнографического музея, продолженного и расширенного в последующий период другими коллекционерами. В то же время, когда поставлял свои коллекции Романов, были собраны другими исследователями по Могилевской губернии в 1902 — 1909 гг. еще 7 коллекций из 489 предметов. В период 1910-1929 гг. — еще три коллекции из 384 предметов. Даже сравнение количества поступивших в музей предметов дает возможность представить все значение сборов Е. Р. Романова.
Кроме экспонатов Романовым была изготовлена и передана музею серия моделей жилья, хозяйственных и производственных построек, орудий труда, транспортных средств. Хотя модели сегодня не сохранились, но сохранились описания их — подробные и основательные, представляющие и сегодня научный интерес.
Белорусская коллекция Русского Этнографического музея остается на сегодняшний день наиболее значимым и драгоценным сбором белорусской этнографии и народного искусства, особенно если учесть почти полное отсутствие таких сборов в самой Беларуси. В 1948 г. в Русский музей попали наиболее древние сборы Дашковского музея. В количественном отношении первое место в собрании принадлежит экспонатам, иллюстрирующим этнографию Могилевщины, где основу коллекции составляют сборы Е. Р. Романова.
Много полезного и нового внес Романов в методику организации и проведение этнографических экспедиций. Экспедиции его по Беларуси были комплексными: кроме собирания фольклорно-этнографических материалов, проводились археологические исследования, изучались исторические памятники, закупались у крестьян предметы быта.
Сохранившиеся отчеты об экспедициях, свидетельствует о том, какое значение придавал Романов их подготовке. Заранее определялась главная цель и разрабатывался маршрут экспедиции. Заранее он заботился о том, что бы население было оповещено местными властями о задачах экспедиции. Через Русское географическое общество рассылались предписания на места, но не всегда они доходили и тогда «серьезно велась беседа, о том, не шпион ли я, не «сицилист». Для поощрения собирателей Романов считал необходимым установить награждение лучших из них золотыми и бронзовыми медалями научных товариществ, объявлять благодарности им в «Губернских ведомостях» или выдавать денежные вознаграждения. Он считал, что эти меры поспособствуют успеху будущих экспедиций. Многие из предложенных им методов могут быть использованы фольклористами и этнографами и в наше время.
Романов Е. Р. относится к той части белорусской интеллигенции, которая выйдя из глубины народа, переживая материальную неустроенность, не смогла получить должного образования, несмотря на богатые природные данные. Романов оставался идеологом крестьянской бедноты. Он не принимал участия в революционных движениях начала века. Однако его взгляды относительно вопроса национального развития Беларуси были передовыми для своего времени.
Своей научной деятельностью он содействовал опровержению буржуазных реакционных теорий и взглядов на белорусский народ. Он неутомимо подчеркивал самобытность белорусской культуры.
Круг его интересов был широк. По многогранности и размаху научной деятельности трудно найти фигуру равную ему. Как фольклорист он первым в большом количестве пускает в научный оборот материалы народного творчества. Первым обращается к таким жанрам как: сказки, заговоры, загадки, частушки. Как этнограф он сумел осветить не только материальную, но все стороны жизни белорусов. Собрал коллекции, украшавшие некогда музеи Беларуси и России.
Его научная деятельность сыграла большую роль в дальнейшем развитии этнографической науки в нашей стране. Вслед за ним выступает целая плеяда исследователей. Это его сотрудники: Аникиевич К. Т., Альхимович П. Ф., Малевич С., Ануфриев. Его научными разработками пользуются ученые и сегодня.
Список использованной литературы
1. Библиографический указатель трудов Е. Р. Романова Могилевская старина Сб. статей «Могилевских губернских ведомостей» под редакцией Романова, Вып. 2, 1900-1901 г., Могилев губ., 1901 г.
2. Бондарчик В. К. Збіральніцкая дзейнасць беларускага этнографа Е. Р. Раманава і яе методыка, Весці АН БССР- Серыя грамадскіх навук, 1958 г., № 3
3. Бондарчик В. К. Е. Р. Романов как белорусский этнограф, Мн., 1958 г.
4. Бондарчик В. К. Е. Р. Романов, Выдавецтва АН БССР, 1961 г.
5. Асвета і педагагичная думка у Беларусі, Мн., Народная асвета, 1985 г.
6. Ратуша, 1992 г., № 14 7.
7. Энцыклапедыя Літаратуры і мастацтва Беларусі, Мн., 1987 г.